В основе концепции лежат следующие системно - структурные взгляды системного подхода:

Наука, изучая сущность объектов и систем с помощью категорий и понятий, дает возможность обобщить накопленные знания и объяснить исследуемые процессы и явления, причем переход от описания этих процессов и явлений к их объяснению совпадает с познанием их структур. Поэтому введение обобщающих понятий, законов, теорий на основе использования системного, в частности системно-структурного, подхода наиболее целесообразный путь к синтезу знаний.

Системно-структурный подход предполагает развитие диалектики внутреннего и внешнего, включая два аспекта: взаимодействие инженерной системы со средой и иерархичностью систем, т.е. вовлеченность любой системы как подсистемы в некоторую более сложную систему. При этом решающую роль в системно-структурном подходе играет понятие структура. Система и структура соотносительны и выступают как единство противоположностей, а сам системно-структурный подход в общем виде означает рассмотрение познавательных объектов в качестве систем элементов

под углом зрения их структур.

Актуальность исследования структуры системы производства продукции на

мелиорированных землях (или вообще любой системы или подсистемы) определяется тем, что в ней просматривается некоторая аналогия между важностью рассмотрения понятия "закон" и его роли в отображении некоего явления, поскольку закон выражает существенное в явлении, а структура - существенное в системе. Структура - это такая организация объектов, которая характеризует их сущность с внутренними зависимостями.

Вместе с тем процесс системно-структурной интеграции, синтеза научных знаний также имеет ряд противоречий. Одно из них - многообразие методологических аспектов синтеза наук. Синтез межнаучных и внутринаучных исследований возможен лишь в результате раскрытия внутреннего единства всех модификаций исследований. В области технических, экономических и других наук таким звеном является кибернетическая структура процесса. Сочетание кибернетического принципа и категориально-понятийного подхода, позволит описать и объяснить процесс мелиоративной деятельности и дает возможность сделать еще один шаг на пути интеграции знаний в мелиоративной деятельности.